Реабилитацией детей с такой патологией, как ДЦП, занимаются уже много десятилетий. За эти годы, в данном направлении, появилось множество различных методов и подходов к терапии. Но какие из них являются наиболее эффективными, а какие — непродуктивными или даже вредными?
Единственным способом объективно и беспристрастно взглянуть на данный вопрос, является сравнение множества научный исследований, направленных именно на изучение результативности и эффективности конкретных методов терапии.
Короткая статья «Состояние доказательной базы по оценке эффективности различных типов терапии для детей с церебральным параличом» (со ссылками на более подробные исследовательские материалы) касается именно такой сравнительной работы и, мы уверены, будет интересна и полезна не только специалистам, но и родителям.
Панкадж Кушваха (BSc – LSE, MPhil – Glasgow University)
(Директор, Rehab and Medical Ltd., Стокпорт, Великобритания)
Состояние доказательной базы по оценке эффективности различных типов терапии для детей с церебральным параличом
(26 марта 2020 года Елена Нобл, физиотерапевт, MPT)
В 2013 году Иона Новак и ее команда составили один из наиболее полных, научно обоснованных, обзоров различных типов терапии для детей с ДЦП (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23962350). С тех пор оно было дополнено более чем двумястами новыми систематическими обзорами, и, в феврале 2020г, появилось его обновления под названием:
«State of the Evidence Traffic Lights 2019: Systematic Review of Interventions for Preventing and Treating Children with Cerebral Palsy» (состояние доказательной базы «Светофор» 2019: Систематический обзор вмешательств для профилактики и лечения детей с церебральным параличом).
Последний обзор усиливает и даёт определение рекомендуемым методам терапии для детей с церебральным параличом.
Ничто не сравнится с чтением всей статьи (доступной в полном тексте на Английском языке) для лучшего понимания доказательств и хороших визуальных иллюстраций (https://link.springer.com/article/10.1007/s11910-020-1022-z)
Но, в данной публикации, мы обращаем внимание, в основном, на двигательную реабилитацию. Вот пример того, что входит в выбранное направление результатов по двигательной реабилитации:
Большая часть данного обзора — это включение более высоких уровней доказательств в пользу систематических обзоров и рандомизированных контролируемых исследований. Результаты обзора формализованы в новой вышеуказанной статье, которая является отличным инструментом для эффективной клинической интерпретации методов терапии (вмешательств), изученных в этом исследовании. Вот как это выглядит в итоговой таблице обзора:
(ссылка на более детальные таблицы: https://link.springer.com/article/10.1007/s11910-020-1022-z/figures/2 )
зеленого цвета: ВПЕРЕД! Высокое качество доказательств свидетельствует об эффективности этих методов. Рекомендуются для использования в практике.
красного цвета: СТОП! Высокое качество доказательств свидетельствует о неэффективности или вреде этих методов.
желтый цвет: МЕРА! Минимальные доказательства или неубедительные доказательства требуют мониторинга результатов этих методов. Те методы, которые выше и ближе к зеленым, имеют более позитивные доказательства в эффективности и могут быть рекомендуемыми.
Данные вмешательства сгруппированы под общими направлениями/результатами лечения. Примерами этого являются результаты двигательной терапии, управление мышечным тонусом, профилактика и коррекция контрактур, наблюдение за тазобедренным суставом, раннее вмешательство, боль, когнитивные способности, функции самообслуживание, время приема пищи и профилактика. Обратите также внимание, что размер кругов (указывающих на разные виды вмешательств) пропорционален количеству рандомизированных контролируемых исследований, оцениваемых для каждого типа вмешательства.
Зеленый цвет:
Красный цвет:
Желтый цвет:
Примечательно, что все мероприятия «зеленого цвета» в рамках этой категории включают в себя конкретные задачи и целенаправленную практику, высокоинтенсивную практику, с обязательны активным участием Клиента. Этот тип вмешательства является основой для нейропластичности, зависящей от опыта, и хорошо поддерживается принципами развития моторных навыков и различными исследованиями. Вмешательства в группе «красного света», напротив, имеют более пассивный подход, и это может быть основной причиной их неэффективности.
Конечно, применение результатов исследований в клинической практике — это следующий шаг. Исследователи рекомендуют делать это вокруг целей, ориентированных на ребенка и семью. В целом чрезвычайно интересно наблюдать, как научно обоснованные методы терапии растут и набирают обороты в педиатрии.
Перевод статьи: Панкадж Кушваха (BSc – LSE, MPhil – Glasgow University)
Принципиальные подходы Благотворительного фонда «Добросердие» к оказанию помощи в лечении и реабилитации детей с ДЦП.
Общие принципы оказания помощи.
1. Мы оказываем помощь в оплате лечения и реабилитации детям-инвалидам с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).
2. Мы взаимодействуем с законным представителем ребенка, действуя в интересах ребенка.
3. Решение об оказании помощи в лечении или реабилитации детей с ДЦП принимается только после консультации с экспертом фонда – врачом-ортопедом.
4. Мы стремимся оказать помощь максимальному количеству детей, но из-за ограниченности наших ресурсов не можем помочь всем, кто в этом нуждается.
5. Мы не можем гарантировать, что средства будут собраны и счет оплачен к определенной дате.
6. Мы оставляем за собой право отказать в помощи без объяснения причин.
Кому, и на какие цели оказывается помощь.
1. Мы оказываем помощь детям-инвалидам с ДЦП до 18 лет, являющимся гражданами РФ, проживающими в регионах Москва и Московская область, независимо от национальности, убеждений, вероисповедания.
2. Мы помогаем семье ребенка-инвалида с ДЦП в оплате лечения или реабилитации, в т.ч. оплате технических средств реабилитации.
Условия предоставления помощи.
1. Мы не переводим средств на счет законного представителя ребенка, мы оплачиваем счет на лечение или реабилитацию за законного представителя ребенка.
2. Мы считаем обязательным документальное подтверждение законным представителем ребенка обстоятельств и фактов, на которые есть ссылки в письме-обращении в фонд.
3. Мы не оплачиваем счета без оформления договора пожертвования, регламентирующего как, на что и в какие сроки будут эти средства израсходованы.
4. Законный представитель ребенка-инвалида может планировать точную дату лечения (в т.ч. обследований) или реабилитационных мероприятий (в т.ч. приобретения ТСР) только после того, как денежные средства поступили от фонда на расчетный счет организации, выставившей счет. В иных случаях фонд не несет никаких обязательств по оплате.
5. Мы считаем обязательной отчетность законного представителя ребенка (родителя) о целевом использовании средств в соответствии с договором.
Фонд не оплачивает
1. Мы не оплачиваем услуги экстрасенсов, биоэнергетиков, шаманов, колдунов и ясновидящих.
2. Мы не оплачиваем продукты питания, за исключением случаев, когда питание является лекарством.
3. Мы не оформляем никаких документов и ничего не оплачиваем прошедшим числом.
4. Мы не оплачиваем аренду жилья.
5. Мы не оплачиваем курсовую реабилитацию.